НАВИГАЦИЯ: главнаяновости история дворца архитекторы залы дворца это интересно справка галерея статьи о Петергофе режим работы дворца и цены полезные ссылки  гостевая книга  архив новостей |
Статьи о Петергофе Позолота — это искусство. 16 марта 2005 года в 12 часов 30 минут в ГМЗ “Петергоф” была завершена реставрация позолоченных элементов Большого дворца Ваза весом 800 килограмм была установлена на крыше дворца при помощи мощного крана. Однако это не самая тяжелая часть золотого оформления Нагорных палат: “Трехглавый орел”, украшающий левое крыло здания, весит 14 тонн. Реставрационные работы начались в декабре 2004 года. Впервые с 50-х годов XIX века ее демонтировали и сняли с крыши. На первый взгляд показалось, что это довольно простая операция. Однако конструкция вазы не предусматривала использование крана. В ней попросту не было необходимых отверстий, за которые можно было зацепить стропы. Но рабочие проявили немалую смекалку и при спуске ваза не была повреждена. Позже в ее устройство были внесены изменения, и теперь вазу можно свободно поднимать и опускать краном. Процесс реставрации оказался трудоемким и кропотливым. Вначале было проведено тщательное исследование состояния вазы. Затем ее почистили и укрепили. Рабочие, выполнявшие эти работы, были поражены хитроумным устройством вазы: в ней была сделана целая система водотоков, которые защищали металл от коррозии. Далее за дело взялись опытные позолотчики. Позолота — сложнейший многоступенчатый процесс, секретами которого владеют лишь истинные мастера. Издревне это ремесло передовалось по наследству: от учителя к ученику, от отца к сыну. Сначала металл покрывают суриком, затем шпаклюют раковины и изъяны, еще слой сурика, крон на лаке, еще два слоя лака и, наконец, специальный лак Мордан, на который аккуратнейшим образом накладывают вырезанные точно по форме пластиночки сусального золота, толщиной в доли микрона. Золото привозят в мастерскую в “книжках” размером 91*91 мм, по 60 “страниц” в каждой. Книжка весит от 1 до 5 граммов. Работа по восстановлению вазы была столь объемной и срочной, что на помощь петергофским реставраторам прибыли коллеги из Казани. Обновленная и позолоченная амфора заняла наконец свое место на крыше дворца. Это действо очень напоминало спуск корабля на воду. Теперь до следующей реставрации лет 50, а то и больше. По материалам Игоря Горячева Возвращение молящегося мальчика. 28 апреля немецкие друзья преподнесли в дар ГМЗ “Петергоф” бронзовую скульптуру “Молящийся мальчик”. Примечательно, что это уже второе прибытие “мальчика” в Петергоф. Почти целый век, начиная с 1844 года и до Второй Мировой Войны, бронзовая фигура обнаженного мальчика с воздетыми к небу руками стояла в нише южного фасада Царицына павильона. Эта скульптура была подарена супруге Николая I Александре Федоровне, урожденной Шарлотте Прусской, ее братом Фридрихом Вильгельмом IV. К сожалению, как и большинство скульптур Царицына павильона, во время войны она была утрачена. Второй петергофский мальчик — одно из повторений римской скульптуры, которая, в свою очередь, является копией греческого оригинала IV века до нашей эры. Скульптура была найдена в XVI веке на греческом острове Родос и сменила несколько владельцев, пока ее не приобрел Фридрих Великий. “Молящегося мальчика” копировали, и в 1830 году одна из копий оказаль в Петергофе. В 1844 году ее установили на Царицыном павильоне. К 300-летию Петергофа, отмечаемому в этом году, немецкие друзья сделали копию скульптуры и преподнесли ее в дар, как подарок к 60-летию со дня Великой победы. Статуя займет свое прежнее место в нише между двумя окнами на южном фасаде Царицына павильона, реставрация которого уже завершена. По материалам Ольги Андреевой Реформы Петра I. Грандиозность, всеохватность петровских преобразований такова, что спустя и сто, и двести лет они не стали только историей. Они продолжали быть реальностью, живой жизнью, вошли в повседневный быт людей. М. П. Погодин, историк, живший в пушкинские времена, писал в своем эссе “Петр Великий”: “Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года — Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от Января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, котрых развел он. Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начинаете читать ее — этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты — Петр Великий их начал. Вам нужно искупить разные вещи — все они, от шелкового швейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом... За обедом, от соленых сельдей и картофеля, который указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Встречайте там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого”. Но если бы только шейные платки, соленые сельди да ассамблеи! Погодин продолжает: “Место в системе европейских государств, управление, разделение, судопроизводство, права сословий, Табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, руководство; садоводство, виноделие, торговля, внутренняя и внешняя одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарства, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академии — суть памятники его неутомимой деятельности и его гения”. Время показало удивительную жизнеспособность многих институтов, созданных Петром. Коллегии просуществовали до 1802 года, то есть 80 лет; подушная система налогообложения, введенная в 1724 году, была отменена лишь 163 года спустя — в 1887-м. Последний рекрутский набор состоялся в 1874 году — спустя почти 170 лет после первого. Синодальное управление русской православной церковью оставалось неизменным почти 200 лет, с 1721 по 1918 год. Наконец, созданный Петром в 1711 году Правительствующий Сенат был ликвидирован лишь в декабре 1917 года, спустя 206 лет после его образования. В истории России трудно найти примеры подобной долговечности институтов, созданных сознательной волей человека. Поэтому понятно то восхищение, которое возывал и вызывает великий реформатор России. |
Сделано Михайловой Аней, 2005 |