НАВИГАЦИЯ: главнаяновости история дворца архитекторы и художники залы дворца это интересно справка галерея статьи о Петергофе режим работы дворца и цены полезные ссылки  гостевая книга  архив новостей |
Архитекторы, художники и другие мастера, работавшие в Марли.
Браунштейн Иоганн Фридрих (даты жизни не известны) — немецкий архитектор-декоратор. Работал в Берлине под руководством А. Шлютера, придворного архитектора прусского короля Фридриха I. В Россию приехал в 1713 году вместе со своим учителем и работал в начале в качестве его помощника. После смерти Шлютера начал работать самостоятельно, вероятно, по его чертежам и проектам. Он руководил строительными работами в Кронштадте и Стрельне. Вместе с И. Ферстером строил дворец для Екатерины I в Царском Селе, создавал жилые дома в Санкт-Петербурге, участвовал в работах по отделке Летнего дворца в Летнем саду и дворца князя А. Д. Меншикова. В Петергофе Браунштейн занимался планировкой садов и строительством Нагорных палат (до приезда Ж. Б. Леблона и после его смерти). Под его руководством были построены и все три “малых дворца” — Монплезир, Эрмитаж, Марли. Проработал в России с 1713 по 1728 год. Николя Пино (1684–1754) — представитель целой художественной семьи — дед, отец, два брата, племянник — все были художниками. Его отец — Жан Батист Пино создавал декоративные резные панно для Версальского дворца. Н. Пино учился у знаменитого архитектора Монсара, скульптора Куазево и ювелира Жермена. Он пользовался известностью в Париже, участвовал в отделке Версальского дворца, украсил резьбой несколько домов во французской столице. Большой след оставил Пино в Петергофе. По его рисункам и под его “смотрением” создавалась Дубовая лестница для Нагорных палат. Он принимал участие в оформлении интерьеров дворца Марли — Чинаровый и Дубовый кабинеты выполнялись по его рисункам. По его же рисункам были выполнены ажурные решетки для балконов павильона Эрмитаж, велись лепные работы во дворце Монплезир. По его моделям изготавливались скульптурные группы для так называемых “нишельных” или “фабольных” фонтанов. Но, пожалуй, его “лебединой песней” можно назвать Дубовый кабинет Большого дворца. Искусство Пино высоко ценилось современниками. Он много работал по частным заказам. Непревзойденный декоратор Пино сам рисовал эскизы для своих будущих работ. Н. Пино работал не только как скульптор и модельщик, у него было широкое поле деятельности. Он делал рисунки для мебели и разнообразной утвари, писал картоны для изготовления шпалер, руководил мастерской резьбы по дереву, которая была создана в Петербурге в 1716 г . Когда умер Петр I, Пино нарисовал все декорации траурного убранства в погребальной зале и исполнил работы по погребальной помпе — вместе с Л. Каравакком, резчиком Симоном и столяром Мишелем. После смерти Петра I Н. Пино уехал из России в 1726 году, умер во Франции в 1754 г. Леблон Жан-Батист (1679–1719) Известный французский архитектор и теоретик. Ученик А. Ленотра. Автор (совместно с Дювилье) курса архитектуры. Приглашен в Россию Лефортом и Зотовым после смерти А. Шлютера. Встретился с Петром I во Франции и сумел заинтересовать его своими проектами. В Санкт-Петербурге с 1716 г. Назначен “генерал-архитектором” сподчинением всех работавших в Санкт-Петербурге архитекторов и инженеров. Автор первого генерального плана Санкт-Петербурга. Осуществление плана оказалось нереальным, однако многие демографические и градостроительные идеи Леблона в дальнейшем легли в основу планировки и развития города. Работал также в Стрельне и Петергофе. Автор первого Петергофского дворца, перестроенного Растрелли, и основы планировки каскада. Достоверных построек Леблона не сохранилось. Некоторые исследователи приписывают ему павильоны Марли, Эрмитаж и, с меньшим вероятием, Монплезир в Петергофском парке. Герард Зегерс (Сегерс) (1591–1651) — фламандский живописец. Его отец Питер и брат Даниэль тоже были художниками. Учился сначала у Г. ван Балена, а потом у Абр. Янсена в Антверпене, довершал свое образование в Риме под влиянием Манфреди и М-А. Да Караваджо. В начале изображал, в духе последнего, солдат, играющих в карты и кости, музыкантов, певцов и т. п.; но его картины подобного рода не находили себе сбыта в Нидерландах, и это побудило его изменить свои сюжеты и стиль на близкие к Рубенсу. С 1610 по 1620 годы он работал при мадридском королевском дворе, а затем до конца своей жизни. В Антверпене. Во многих бельгийских церквях доныне встречаются написанные им алтарные иконы; лучшая из них “Поклонение волхвов”, находится в церкви Богородицы в Брюгге. Из картинных галерей более других богата его произведениями Венская галерея. Создал так же много хороших произведений на темы древней и современной ему архитектуры. Франц де Паула Ферг (1689–1740) — австрийский живописец-пейзажист и жанрист, учился у Йозефа Ориента в Вене, далее развивался в Дрездене под руководством А. Тиле. Работал до 1718 года в г. Брауншвейге, а потом до конца своей жизни в Лондоне, много путешествовал по Европе, жил в Италии. Он преуспел в написании руин, замков и восточных городов. Писал также приморские виды и сцены обыденной жизни в манере А. Остаде. Картины его, сильные по краскам и очень тонко исполненные, имеются в Венской, Дрезденской, Кассельской, Брауншвейгской и др. галереях. Кроме живописи, он занимался гравированием и произвел, между прочим, восемь прекрасных офортов, изображающих ландшафты с развалинами и красивыми человеческими фигурами. Давид Тенирс (младший) (1610–1690) — фламандский живописец, учился у своего отца Давида Тенирса старшего. С 1651 год жил в Брюсселе. Был придворным художником и директором картинной галереи эрцгерцога Леопольда Вильгельма. Инициатор основания антверпенской Академии Художеств. Писал отличающиеся тщательностью манеры, небольшие по размерам жанровые сцены (главным образом идиллические картины крестьянского быта), религиозные композиции, пейзажи, портреты, пронизанные скрытой иронией, а также юмористические сценки с обезьянами и т. д. Несколько пестрый, локальный колорит сменяется в зрелых произведениях Тенирса изысканной светло-серебристой гаммой. Вот что рассказывает о художнике Г. Гзель: “Сило был умелым кораблестроителем. Он за хорошую плату умел делать модели кораблей. Поэтому-то в 1717 г. Петр I и посетил его. К тому времени Сило уже перешел к писанию картин на морские сюжеты. Царю он предложил купить некоторые из них. Тот отказался. Однако позднее, познакомившись с ним получше, Петр захотел приобрести у него за большие деньги несколько моделей. Он предложил ему также переехать в Россию и поступить к нему на службу за очень приличный годовой оклад. Однако Сило так обиделся на отказ царя купить его картины, что и слышать не хотел ни о продаже моделей или картин, ни о поступлении к царю на службу. Поэтому царь купил через своих комиссионеров все картины Сило, какие только смог достать”. Франкен — семейство фламандских живописцев, из которых наиболее известны: Адриан ван Олен “Птичий двор” В описи Гзеля и Штелина за 1737 г. об этой картине написано: “Хорошая копия Адриана ван Олина с Мельхиора Хондекутера. Хондекутер из брабантской дворянской семье. Учился искусству в Амстердаме у Фейта. Отличался в свое время изображением птиц, особенно калькуттских петухов, воспитал много хороших учеников. Умер в 1669 г. в Амстердаме. Его произведения редко оценивались меньше чем 1000 гол. ст. Его оригиналы очень редки, но очень часто попадаются копии с его работ”. О ван Олине сведений найти не удалось. О Мельхиоре де Хондекуторе очень короткие справки: М. Де Хондекутор (1636–1695) — прославился как лучший в Нидерландах мастер по изображению домашних и экзотических птиц. А. Челести — художник-тенебрист. Представитель живописи венецианского барокко конца XVII века. Работал в темных, мрачных тонах. Итальянское слово tenebre — темнота, темень. Живопись тенебристов развивалась под влиянием академизма болонской школы, Караваджо и творчества венецианской террафермы (“твердая земля”). Это течение в искусстве Италии XVI века венецианской провинции, отличающееся демократизмом, простотой, экспрессией и резкостью изобразительного язык. Для них характерен отход от утонченных идеалов римской и флорентийской школы и приближение его к народным, крестьянским истокам. Самый известный из них — Якопо де Поните, прозванный Бассано. Хеда Вильям Клаас родился в Харлеме в 1594 году. Брат Корнелиуса Класа. Х. В. Клас писал не только натюрморты, но и портреты, и картины на исторические сюжеты. Его картины долгое время мало продавались, хотя он занимал значительное место среди художников Харлема. Два его полотна были у Рубенса. Его часто копировали. Великолепный художник, он по достоинству был оценен только в XIX веке. Сейчас во многих коллекциях есть его картины. |
Сделано Михайловой Аней, 2005 |